подарок дарение дарить подарить теория история прикол рекомендации этикет праздник юбилей день рождения новый год рождество

АП в LJ (new)
О проекте Карта
Контакт Рассылки
Интернет-магазины
GiftGuru
GiftGallery (new)

Бестселлеры

 

Академия Подарка > Антология подарка > Обзоры: книги, пресса, интернет
версия для печативерсия для печати
добавить в избранное

Подарки отцу народов

Сталин и Ворошилов из зерен

Сегодня, по прошествии времени в выборе двух этих музеев отчетливо видится языческий культовый смысл подношений. Храм марксистско- ленинской идеологии, утверждающей сакральные принципы новой морали, и храм муз, ставший святилищем нового идола. Особенно в стенах последнего многочисленные подарки смотрелись как подношения мифическому образу. На языческие жертвоприношения были похожи наборы конфет, бочонки и бутыли с вином, фрукты. С течением времени продукты портились и теряли свой вид, вино начинало течь. Из экспозиции они исчезали самым таинственным образом. Искусные модели, муляжи смотрелись как магические фигурки для заклинания. Но больше всего на алтарь не человека, а божества приносились его изображения. Портреты Сталина, выполненные из самых различных материалов: углем, зерном, фанерой, металлическими стружками, вылепленные, вышитые, тканные, нарисованные на фарфоре, стекле, на всем, что может подсказать человеческая фантазия, смотрели на посетителей выставки. Казалось, что Сталин находится везде и ничто не ускользает от его всевидящего ока.

Работа на выставке требовала большого напряжения и не допускала ошибок. Как-то исполняющий обязанности директора ГМИИ Барашко во время экскурсии по выставке перед двойным портретом Сталина и Ворошилова, сделанным из зерен, вместо положенной фразы просто сказал : "Вот Сталин и Ворошилов из зерен". Чуть ли не в тот же день он был уволен, а еще через некоторое время давал показания в соответствующих органах.

В детстве, наверное, каждый из нас мечтал получать подарки каждый день и как можно больше. Став старше, мы понимали, что такое возможно только в сказке. Однако советской истории известен факт, когда сказка стала былью. В конце сороковых годов было принято решение устроить выставку подарков Сталину. С годами эта экспозиция стала легендой. "Объединенная выставка подарков тов. И.В.Сталину" - так официально именовалась экспозиция, которая открылась 22 декабря 1949 года и была приурочена к семидесятилетию Генерального секретаря. Пожалуй, это была самая крупная выставка за семьдесят лет Советской власти. Народы Советского Союза, жители зарубежных стран слали свои подарки "вождю всех народов". Экспонаты прибывали, по словам очевидцев, эшелонами, исчислялись тысячами. Поистине это было нечеловеческое действо, похожее на подношение даров божеству. Для них оказалось мало одного зала или даже всех залов одного музея. Подарки демонстрировались в двух местах: в музее Революции и в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

Это было нечеловеческое действо, похожее на подношение даров божеству.

Советское - значит лучшее

В то же время выставка должна была продемонстрировать достижения и преимущества жизни в социалистической стране. Символом этого являлся руководитель своего народа и мирового пролетариата тов. И.В.Сталин. Миф о счастливой жизни, победном шествии нового общества творился на глазах посетителей. Вид изобилия продуктов, товаров вызывал у людей, недавно переживших невзгоды войны, очень сильные чувства. Великая победа, которую вместе с советским народом разделяла вся мировая общественность, венчала это торжество. Выставка имела феноменальный успех. На нее выстраивались огромные очереди зрителей.

Однако культурная хроника тех лет сдержанно, если не сказать больше, отзывалась о выставке. В просмотренных мной материалах тех лет (позже публикации появлялись) я не встретила ни одного упоминания о выставке. По слухам, своеобразное табу на освещение ввел Сталин, очевидно, хотевший подчеркнуть, что искренние порывы не нуждаются в поощрении.

Дело государственной важности

Тем не менее подготовка выставки подарков Сталину была важнейшим государственным делом, первоочередность которого не подвергалась сомнению. Специально для выставки была учреждена должность директора объединенной экспозиции. На нее была назначена Толстихина Анастасия Иннокентьевна, возглавлявшая музей Революции. Одиозная личность, по словам очевидцев, являвшаяся олицетворением худших сторон сталинского режима. Ей в помощь был определен комендант, вскоре, правда, уволенный за воровство пяти метров бархата. Охрана выставленных предметов обеспечивалась круглосуточно. В залах постоянно дежурили оперативники, перед закрытием проходил обязательный обход с двумя собаками, а ночью к охране дополнительно привлекались сотрудники музеев. Финансирование, все материалы, необходимые для монтажа выставки, помощь рабочей силой предоставлялись по первому требованию. Вход на выставку был бесплатный, открыта она была ежедневно, за исключением одного санитарного дня в месяц. Сотрудники водили по залам экскурсии, текст которых был выверен раз и навсегда. Выставку посетили все члены Политбюро и правительства. Исключение составил сам юбиляр.

Десять дней, которые потрясли музей

Вся подготовительная работа заняла около десяти дней. За три дня была свернута вся экспозиция Государственного музея изобразительных искусств. Большинство сотрудников было уволено, на работе были оставлены только заведующие отделами и секторами. Для демонтажа копий греческих памятников направлялись специальные взводы из комендатуры Кремля, которые поступали в распоряжение оставшихся сотрудников. Полагаю, что в музее Революции события развивались подобным образом. Во время приема экспонатов работали до часу ночи, двери не закрывались, и из-за сильных холодов, которые стояли в те дни, все были простужены. В монтаже залов зарубежных стран принимали участие председатели зарубежных компартий, они были ответственны за экспозицию. Вернисаж напоминал сдачу важного объекта. По залам ходила правительственная делегация во главе с Шверником и принимала каждый зал. Секретари зарубежных коммунистических партий наряду с сотрудниками музеев рапортовали о проделанной работе.

С братским приветом и любовью

Главным художником Я.Ромасом в основу экспозиции был положен принцип страноведения. Плотность выставленных предметов поражала воображение. Подарки присылались почти из всех стран мира. Головной убор из орлиных перьев "дар величайшему воину" от вождя индейских племен. Китайские изделия из бронзы, изысканный кабинет из Австрии, восхитительная коллекция оружия из Польши, картина, подаренная Финляндией, книги от итальянской компартии. Наряду с официальными подношениями из-за рубежа в залах демонстрировались дары, присланные простыми людьми. Варежки, связанные француженками из дома престарелых. Белые пуховые, они трогательно должны были заботиться о руках Сталина в холодную русскую зиму. Золотые запонки от врача из Англии, знаменитое рисовое зерно с выгравированным на нем портретом Сталина, видеть который можно было только в микроскоп. Зрителей встречали предметы, живо напоминающие недавно закончившуюся войну - боевые знамена, пробитые фашистской пулей документы, фотографии погибших людей.

В залах, отведенных советским республикам, принцип размещения экспонатов был таким же. Вещи, выполненные профессионалами, соседствовали с дилетантскими поделками. Предметы часто поражали воображение масштабностью, помпезностью. Обстоятельство, очевидно, обусловленное не только имперско-сталинским стилем, но и стремлением быть замеченным. Человек, вручающий подарок, получает свою дозу комплиментов. Впоследствии имя дарителя каждый раз упоминается, когда речь заходит о преподнесенном им подарке. Сейчас трудно определить, были ли эти дары выполнены по заказу, как, например, гигантский ковер с портретом Сталина и изображениями его ближайших соратников в клеймах, занимавший площадь стены целого зала. Или делались в силу искреннего признания заслуг юбиляра, подарившего народу счастливую жизнь. В музее Революции после закрытия выставки некоторые предметы остались в экспозиции и были случаи, когда посетители заявляли о том, что они узнавали свои дары

Тайна, покрытая мраком

Как происходил отбор экспонатов, кто принимал в этом участие, к сожалению, неизвестно. Документы на этот счет в архивах музеев отсутствуют. Тем более ценны свидетельства очевидцев и непосредственных работников выставки. Однако до сих пор многие участники тех событий отказываются беседовать на данную тему или держатся очень настороженно.

Экспонирование продолжалось в течение четырех лет и уже казалось, что выставка приобретает статус мемориального музея. После смерти И. Сталина в марте 1953 года высказываний о сохранении экспозиции навечно, в память о величайшем человеке, стало еще больше. Сотрудники ГМИИ им. А.С.Пушкина и музея Революции уже готовились к такому повороту событий, тем неожиданнее стало известие о свертывании выставки и распределении ее экспонатов среди различных музеев. Но еще до официального сообщения загадочным образом исчез гигантский ковер, в одном из медальонов которого помещался портрет Л.Берия.

Государственная машина действовала привычным образом. В середине июня была снята охрана, а в августе начато распределение подарков в различные музеи. Демонтаж предметов проходил в очень сжатые сроки, 24 сентября 1953 года была окончена работа по передаче экспонатов. Один из символов сталинской эпохи, выставка, как и ряд гигантских гипсовых статуй вождя, окончила свое существование в одночасье. Однако подношение подарков, подобных тем, которые получил Сталин к семидесятилетию, сохранилось до наших дней.

Люба Бурдова
журнал "Праздник", апрель-май 1999

#!ShowTnx();


поиск на сайте
Наша жизнь - сплошной праздник!

  • Результаты опроса: о каких подарках мечтают российские школьники?
  • Михаил Пиотровский: подарок - вещь серьезная
  • АиФ. Ананасы в цветах
  • АиФ. Дешевых подарков не бывает
  • В подарок - автограф и саженцы
  • В Грузии правильные полицейские
  • Наталья Радулова: Подарочек
  • Снежная баба в качестве подарка
  • Из жизни Амстердамского слона
  • Дорого не для кошелька, а для сердца
  • Подарки отцу народов
  • Он настоящий!
  • Акция "Подарок Вайнеру"
  • Логопеды рекомендуют
  • ТВ-подарки
  • Благословенные калоши
  • В подарок Налоговый кодекс
  • Подарки из космоса
  • Бочка коньяка
  • Антикварный холодильник
  • Рекордный чек
  • Хлеб, розы и тюрьма...
  • Подарки Папе
  • 666 метров шпаргалок
  • Жизнь, отраженная в кукольном зеркале
  • От Петра до Клинтона
  • Фландрия дарит малиновый звон
  • А.Сахарова. Все об этикете в правилах, афоризмах и анекдотах.
  • А.Яковлев. Азбука джентльмена
  • Все для юных джентльменов
  • Эти странные японцы
  • Подарки из Арктики
  • Когда цветет сакура
  • Robb Report. Подарки для миллиардеров
  • Copyright © 2000-2013
    Академия Подарка
    http://www.acapod.ru
    Email: info@acapod.ru

       

    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100