I. О подарках.
Несовершенные подарки, это вот какие подарки: например, мы дарим
имениннику крышку от чернильницы, А где же сама чернильница? Или дарим
чернильницу с крышкой. А где же стол на котором должна стоять чернильница?
Если стол уже есть у именинника, то чернильница будет подарком совершенным.
Тогда, если у именинника есть чернильница, то ему можно подарить одну крышку
и это будет совершенный подарок. Всегда совершенными подарками будут
украшения голого тела, как-то ко'льца, браслеты, ожерелья и т. д. (считая
конечно, что именинник не калека), или такие подарки, как например палочка,
к одному концу которой приделан деревянный шарик, а к другому концу
деревянный кубик. Такую палочку можно держать в руке или, если ее положить,
то совершенно безразлично куда. Такая палочка больше ни к чему не пригодна.
II. Правильное окружение себя предметами.
Предположим что какой-нибудь, совершенно голый квартуполномоченный
решил обстраиваться и окружать себя предметами. Если он начнет с стула, то к
стулу потребуется стол, к столу лампа, потом кровать, одеяло, простыни,
комод, белье, платье, платяной шкап, потом комната, куда все это поставить и
т.д. Тут в каждом пункте этой системы, может возникнуть побочная маленькая
система-веточка: на круглый столик захочется положить салфетку, на салфетку
поставить вазу, в вазу сунуть цветок. Такая система окружения себя
предметами, где один предмет цепляется за другой — неправильная система,
потому что, если в цветочной вазе нет цветов, то такая ваза делается
бессмысленной, а если убрать вазу, то делается бессмысленным круглый столик,
правда, на него можно поставить графин с водой, но если в графин не налить
воды, то рассуждение к цветочной вазе остается в силе. Уничтожение одного
предмета нарушает всю систему. А если бы голый квартуполномоченный надел бы
на себя кольца и браслеты и окружил бы себя шарами и целлулоидными
ящерицами, то потеря одного или двадцати семи предметов не меняла бы
сущности дела. Такая система окружения себя предметами — правильная
система.
III. Правильное уничтожение предметов вокруг себя.
Один как обычно невысокого полета французский писатель, а именно
Альфонс Доде, высказал неинтересную мысль, что предметы к нам не
привязываются, а мы к предметам привязываемся. Даже самый бескорыстный
человек потеряв часы, пальто и буфет, будет сожалеть о потере. Но даже, если
отбросить привязанность к предметам, то всякий человек потеряв кровать и
подушку, и доски пола, и даже более или менее удобные камни, и ознакомившись
с невероятной бессонницей, начнет сожалеть о потере предметов и связанного с
ними удобства. Поэтому уничтожение предметов собранных по неправильной
системе окружения себя предметами, есть — неправильное уничтожение
предметов вокруг себя, Уничтожение же вокруг себя всегда совершенных
подарков, деревянных шаров, целлулоидных ящериц и т. д. более или менее
бескорыстному человеку не доставит ни малейшего сожаления. Правильно
уничтожая вокруг себя предметы, мы теряем вкус ко всякому приобретению.
IV. О приближении к бессмертию.
Всякому человеку свойственно стремиться к наслаждению, которое есть
всегда либо половое удовлетворение, либо насыщение, либо приобретение. Но
только то, что не лежит на пути к наслаждению, ведет к бессмертию. Все
системы ведущие к бессмертию в конце концов сводятся к одному правилу:
постоянно делай то чего тебе не хочется, потому что всякому человеку
постоянно хочется либо есть, либо удовлетворять свои половые чувства, либо
что-то приобретать, либо все, более или менее, зараз. Интересно, что
бессмертие всегда связано со смертью и трактуется разными религиозными
системами либо как вечное наслаждение, либо как вечное страдание, либо как
вечное отсутствие наслаждения и страдания.
V. О бессмертии.
Прав тот кому Бог подарил жизнь как совершенный подарок.
14 февраля 1939
Даниил Хармс