|
||||||||
|
Академия Подарка > Антология подарка > Философия, религия
Подарки в скандинавской мифологииВоинственные викинги были грозой всей Европы, и подарков соседям не дарили, наоборот – во время разбойничьих набегов отнимали последнее. Да и между собой норманны не ладили, зачастую грабя более удачливых соплеменников. И, казалось бы, тема подарка должна была быть для скандинавов не интересна и не актуальна. Однако, обратившись к источникам, донесшим до нас мифы и предания древних скандинавов, мы увидим, что подарки в них удостаиваются не только упоминания, но и достаточно подробного разговора.В «Старшей Эдде» - сборнике поэтических религиозных песен, о подарках говориться в «Речах Высокого». Высокий – одно из имён Одина, верховного бога норманнской мифологии. Один бог-демиург, бог-странник, бог-философ, изобретатель поэзии. В своих речах Один поучает смертных, даёт им свой завет, список жизненных правил. Одно из них – заповедь о дарах для друзей. Дружба не может жить только памятью о прошлом, и нуждается в постоянном подкреплении – частых встречах, взаимной откровенности и подарках.
«Если дружбу ведешь Подарок в данном контексте можно трактовать двояко. С одной стороны, одаряя человека, ты подкупаешь его, питаешь его чувства к себе:
«Оружье друзьям С другой – всего лишь исполняешь свой долг дружбы, поддерживаешь мировую справедливость:
«Надобно в дружбе Расчётливость в деле дарения не нужна и даже вредна.
«Добра не жалей, Скупясь на подарки, добра всё равно не сохранишь, - поясняет бог-воин. «что другу обещано, недруг возьмет – выйдет хуже, чем думалось». И тем самым разговор о дружбе и человеческих взаимоотношениях переходит на уровень философских обобщений. Это уже не только заповедь, но и констатация законов мироздания: человек не в силах предвидеть будущее, «добро» материального мира преходяще и дорожить им недальновидно. Но, несмотря на то, что любой подарок – не более, чем тленный и недолговечный предмет, человеческая натура такова, что Высокому не приходилось встречать «радушных и щедрых, что стали б дары отвергать; ни таких, что, в ответ на подарок врученный, подарка б не приняли». Таким образом, материальный подарок становится способом заполучить нечто в действительности ценное – любовь других людей. А это и есть счастье щедрых, о котором толкует Один. Если человек своей жизнью не смог вызвать ничьей любви, то смысла в его существовании нет –
«Сосна, у дома Но формула любви не проста – для того, чтобы она возникла может быть недостаточно самых дорогих подарков. И обратившись к другой песне «Старшей Эдды», истории Гудун, невесте, потерявшей своего жениха, мы видим, как конуг Атли и его семья пытаются при помощи подарков добиться благосклонности девы.
«Гримхильд напиток Гримхильд обещает Гудун, множество даров:
«золота груду, но подарки и обещания не приносят желаемого результата. Наоборот обилие подарков заставляет Гудун сомневаться в искренности дарителей –
«Каждый пытался Если иногда дорогие подарки оказываются неуместными, то скромные подарки подчас могут значить очень много, поучает Один:
«Подарок большой Так что секрет настоящего подарка не в его величине или стоимости, а в искренности порыва дарящего, в щедрости души:
«Щедрые, смелые Причины столь пристального внимания к теме подарка, можно понять, если обратиться к представлениям древних норманнов о мире. Природа и общественное устройство норманнов были очень жестоки – скалистая земля и бурное море не могли прокормить, в обществе основным законом было право сильного… И это предопределило то, что мир воспринимался древними скандинавами как хаос, субстанция находящаяся в постоянном распаде, лишённая правильности и закономерностей. Главной функцией богов в скандинавской мифологии было упорядочивание мира, защита космоса и людей от чудовищ хаоса. И выполнение обращённых к людям заповедей Одина было не столько гарантией попадания в языческий рай - Вальхалу, сколько способом обезопасить свою жизнь от непредсказуемости и хаоса. Таким образом, огрубевший в борьбе с врагами и стихиями, бородатый и жестокий воин, вручая другу подарок, пытался привнести немного гармонии в свою полную диссонансов жизнь. Виктория Черёмухина
#!ShowTnx();
|
|||||||
|
||||||||