подарок дарение дарить подарить теория история прикол рекомендации этикет праздник юбилей день рождения новый год рождество

АП в LJ (new)
О проекте Карта
Контакт Рассылки
Интернет-магазины
GiftGuru
GiftGallery (new)

Бестселлеры

 

Академия Подарка > Антология подарка > Советская литература
версия для печативерсия для печати
добавить в избранное

М.Булгаков. Театральный роман

Патрикеев играл в моей пьесе роль мелкого чиновника, влюбленного в женщину, не отвечавшую ему взаимностью. Роль была смешная, и сам Патрикеев играл необыкновенно смешно и с каждым днем все лучше. Он был настолько хорош, что мне начало казаться, будто это не Патрикеев, а именно тот самый чиновник, которого я выдумал. Что Патрикеев существовал раньше этого чиновника и каким-то чудом я его угадал.

Лишь только дрыкинская пролетка появилась у театра, а Ивана Васильевича закутали в плед, началась работа именно с Патрикеевым.

- Ну-с, приступим, - сказал Иван Васильевич.

В партере наступила благоговейная тишина, и волнующийся Патрикеев (а волнение у него выразилось в том, что глаза его стали плаксивыми) сыграл с актрисой сцену объяснения в любви.

- Так, - сказал Иван Васильевич, живо сверкая глазами сквозь лорнетные стекла, - это никуда не годится.

Я ахнул в душе, и что-то в животе у меня оборвалось. Я не представлял себе, чтобы это можно было сыграть хоть крошечку лучше, чем сыграл Патрикеев. "И ежели он добьется этого, - подумал я, с уважением глядя на Ивана Васильевича, - я скажу, что он действительно гениален".

- Никуда не годится, - повторил Иван Васильевич, - что это такое? Это какие-то штучки и сплошное наигрывание. Как он относится к этой женщине?
- Любит ее, Иван Васильевич! Ах, как любит! - закричал Фома Стриж, следивший всю эту сцену.
- Так, - отозвался Иван Васильевич и опять обратился к Патрикееву: - А вы подумали о том, что такое пламенная любовь?

В ответ Патрикеев что-то просипел со сцены, но что именно - разобрать было невозможно.

- Пламенная любовь, - продолжал Иван Васильевич, - выражается в том, что мужчина на все готов для любимой, - и приказал: - Подать сюда велосипед!

Приказание Ивана Васильевича вызвало в Стриже восторг, и он закричал беспокойно:
- Эй, бутафоры! Велосипед!

Бутафор выкатил на сцену старенький велосипед с облупленной рамой. Патрикеев поглядел на него плаксиво.

- Влюбленный все делает для своей любимой, - звучно говорил Иван Васильевич, - ест, пьет, ходит и ездит...

Замирая от любопытства и интереса, я заглянул в клеенчатую тетрадь Людмилы Сильвестровны и увидел, что она пишет детским почерком: "Влюбленный все делает для своей любимой..."

- ...так вот, будьте любезны съездить на велосипеде для своей любимой девушки, - распорядился Иван Васильевич и съел мятную лепешечку.

Я не сводил глаз со сцены. Патрикеев взгромоздился на машину, актриса, исполняющая роль возлюбленной, села в кресло, прижимая к животу огромный лакированный ридикюль. Патрикеев тронул педали и нетвердо поехал вокруг кресла, одним глазом косясь на суфлерскую будку, в которую боялся свалиться, а другим на актрису. В зале заулыбались.

- Совсем не то, - заметил Иван Васильевич, когда Патрикеев остановился, - зачем вы выпучили глаза на бутафора? Вы ездите для него?

Патрикеев поехал снова, на этот раз оба глаза скосив на актрису, повернуть не сумел и уехал за кулисы. Когда его вернули, ведя велосипед за руль, Иван Васильевич и этот проезд не признал правильным, и Патрикеев поехал в третий раз, повернув голову к актрисе.

- Ужасно! - сказал с горечью Иван Васильевич. - Мышцы напряжены, вы себе не верите. Распустите мышцы, ослабьте их! Неестественная голова, вашей голове не веришь.

Патрикеев проехался, наклонив голову, глядя исподлобья.

- Пустой проезд, вы едете пустой, не наполненный вашей возлюбленной.

И Патрикеев начал ездить опять. Один раз он проехался, подбоченившись и залихватски глядя на возлюбленную. Вертя руль одной рукой, он круто повернул и наехал на актрису, грязной шиной выпачкал ей юбку, отчего та испуганно вскрикнула. Вскрикнула и Людмила Сильвестровна в партере. Осведомившись, не ушиблена ли актриса и не нужна ли ей какая-нибудь медицинская помощь, и узнав, что ничего страшного не случилось, Иван Васильевич опять послал Патрикеева по кругу, и тот ездил много раз, пока, наконец, Иван Васильевич не осведомился, не устал ли он? Патрикеев ответил, что не устал, но Иван Васильевич сказал, что видит, что Патрикеев устал, и тот был отпущен.

Патрикеева сменила группа гостей. Я вышел покурить в буфет и, когда вернулся, увидел, что актрисин ридикюль лежит на полу, а сама она сидит, подложив руки под себя, точно так же, как и три ее гостя и одна гостья, та самая Вешнякова, о которой писали из Индии. Все они пытались произносить те фразы, которые в данном месте полагались по ходу пьесы, но никак не могли двинуться вперед, потому что Иван Васильевич останавливал каждый раз произнесшего что-нибудь, объясняя, в чем неправильность. Трудности и гостей, и патрикеевской возлюбленной, по пьесе героини, усугублялись тем, что каждую минуту им хотелось вытащить руки из-под себя и сделать жест.

Видя мое изумление, Стриж шепотом объяснил мне, что актеры лишены рук Иваном Васильевичем нарочно, для того, чтобы они привыкли вкладывать смысл в слова и не помогать себе руками.

Переполненный впечатлениями от новых удивительных вещей, я возвращался с репетиции домой, рассуждая так:
- Да, это все удивительно. Но удивительно лишь потому, что я в этом деле профан. Каждое искусство имеет свои законы, тайны и приемы. Дикарю, например, покажется смешным и странным, что человек чистит щеткой зубы, набивая рот мелом. Непосвященному кажется странным, что врач, вместо того чтобы сразу приступить к операции, проделывает множество странных вещей с больным, например, берет кровь на исследование и тому подобное...

Более всего я жаждал на следующей репетиции увидеть окончание истории с велосипедом, то есть посмотреть, удастся ли Патрикееву проехать "для нее".

Однако на другой день о велосипеде никто и не заикнулся, и я увидел другие, но не менее удивительные вещи. Тот же Патрикеев должен был поднести букет возлюбленной. С этого и началось в двенадцать часов дня и продолжалось до четырех часов.

При этом подносил букет не только Патрикеев, но по очереди все: и Елагин, игравший генерала, и даже Адальберт, исполняющий роль предводителя бандитской шайки. Это меня чрезвычайно изумило. Но Фома и тут успокоил меня, объяснив, что Иван Васильевич поступает, как всегда, чрезвычайно мудро, сразу обучая массу народа какому-нибудь сценическому приему. И действительно, Иван Васильевич сопровождал урок интересными и назидательными рассказами о том, как нужно подносить букеты дамам и кто их как подносил. Тут же я узнал, что лучше всего это делали все тот же Комаровский-Бионкур (Людмила Сильвестровна вскричала, нарушая порядок репетиции: "Ах, да, да, Иван Васильевич, не могу забыть!") и итальянский баритон, которого Иван Васильевич знавал в Милане в 1889 году.

Я, правда, не зная этого баритона, могу сказать, что лучше всех подносил букет сам Иван Васильевич.

Он увлекся, вышел на сцену и показал раз тринадцать, как нужно сделать этот приятный подарок. Вообще, я начал убеждаться, что Иван Васильевич удивительный и действительно гениальный актер.

(...)

Второй же повод для отчаяния был еще серьезнее. Этой тетради я могу доверить свою тайну: я усомнился в теории Ивана Васильевича. Да! Это страшно выговорить, но это так.

Зловещие подозрения начали закрадываться в душу уже к концу первой недели. К концу второй я уже знал, что для моей пьесы эта теория неприложима, по-видимому. Патрикеев не только не стал лучше подносить букет, писать письмо или объясняться в любви. Нет! Он стал каким-то принужденным и сухим, и вовсе не смешным.

#!ShowTnx();


поиск на сайте
Наша жизнь - сплошной праздник!

  • Т. Александрова. Новогодний подарок
  • Т. Александрова. Летний день рождения
  • А.Грин. Алые паруса
  • А.Толстой. Золотой ключик (1)
  • А.Толстой. Золотой ключик (2)
  • И.Ефремов. Таис Афинская
  • М.Булгаков. Мастер и Маргарита
  • М.Булгаков. Собачье сердце
  • М.Булгаков. Театральный роман
  • Н.Горланова, В.Букур. Тургенев - сын Ахматовой
  • С.Кузнецов. Манекены - жизнь в стеклах витрин
  • С.Козлов. Снежный цветок
  • С. Козлов. Тилимилитрямдия
  • С.Довлатов. Соло на Ундервуде
  • С.Довлатов. Зона
  • С.Довлатов. Наши (1)
  • С.Довлатов. Встретились, поговорили.
  • С.Довлатов. Записные книжки.
  • С.Довлатов. Чемодан.
  • А.Немировский. Слоны Ганнибала
  • С.Лурье. Письма греческому мальчику
  • В.Бутромиев. Всемирная история в лицах
  • А.Беляев. Человек-амфибия
  • Е.Тиме. Дороги искусства
  • Д.Хармс. Однажды Гоголю подарили канделябр...
  • Д. Хармс. Трактат более или менее по конспекту Эмерсона
  • К.Чуковский. Доктор Айболит
  • В.Драгунский. Друг детства
  • И.Ильф, Е.Петров. Золотой теленок (1)
  • И.Ильф, Е.Петров. Золотой теленок (2)
  • И. Ильф, Е. Петров. Мать
  • В.Конецкий. "Размер спроси у радиста"
  • Л.Соловьев. Повесть о Ходже Насреддине (1)
  • Л.Соловьев. Повесть о Ходже Насреддине (2)
  • В.Шефнер. Человек с пятью "не", или Исповедь простодушного (1)
  • В.Шефнер. Человек с пятью "не", или Исповедь простодушного (2)
  • В.Шефнер. Небесный подкидыш, Исповедь трусоватого храбреца
  • М.Шолохов. Поднятая целина
  • М.Шолохов. Тихий Дон
  • В.Шукшин. Сапожки
  • А.Алексин. Коля пишет Оле, Оля пишет Коле
  • М.Анчаров. Теория невероятности
  • М.Мокиенко. Как Бабы-Яги Новый год встречали.
  • М.Зощенко. Бабушкин подарок
  • М.Зощенко. Тридцать лет спустя
  • В.Куприянов. Башмак Эмпедокла
  • А.Толстой. Морозко
  • С.Якир. Как не стыдно? Любовь!
  • А.Зинчук. История маленькой любви
  • И.Болгарин, Г.Северский. Адьютант Его Превосходительства (1)
  • И.Болгарин, Г.Северский. Адьютант Его Превосходительства (2)
  • Ю.Семенов. Семнадцать мгновений весны
  • В.Ежов, Р.Ибрагимбеков. Белое солнце пустыни
  • В.Шукшин. Шире шаг, маэстро
  • С.Иванов. Исчезнувшие зеркала
  • Л.Леонов. Русский лес (1)
  • А.Толстой. Хождение по мукам (1)
  • А.Рыбаков. Дети Арбата (1)
  • А.Алексин. Поздний ребенок (1)
  • А.Алексин. Поздний ребенок (2)
  • Н.Думбадзе. Я, бабушка, Илико и Илларион (1)
  • К.Чуковский. От двух до пяти
  • К.Чуковский. От двух до пяти
  • Д.Биленкин. Проблема подарка
  • А. и Б. Стругацкие. Повесть о дружбе и недружбе
  • М. Карим. Вот так праздник!
  • Л.Утесов. Спасибо, сердце
  • П.Кропоткин. Петропавловская крепость. Побег
  • В. Некрасов. В окопах Сталинграда
  • Ю. Трифонов. Предварительные итоги
  • Ю. Трифонов. Дом на набережной
  • А.Мариенгоф. Роман без вранья (1)
  • А.Мариенгоф. Роман без вранья (2)
  • Н.Разговоров. Четыре четырки
  • Л. Утёсов. Спасибо, сердце...
  • М.Зощенко. О том, как Ленину подарили рыбу
  • Ю.Визбор. Подарок
  • А.Зорич. Светлое время ночи
  • Л.Викторова. Подарок от дочки
  • Copyright © 2000-2013
    Академия Подарка
    http://www.acapod.ru
    Email: info@acapod.ru

       

    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100